Праздничный намаз,МУСУЛЬМАНСКОЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ - Курбан, сафар, Священная ночь Лайлат-уль-Кадр

МУСУЛЬМАНСКОЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН)

Жертвоприношение (курбан) в день ‘Ид аль-Адха или в последующие три дня ташрика является суннатом, на который особое внимание обращал наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) (суннатун муаккадатун).
Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым благодеянием. Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением (нийят). С первыми брызгами крови жертвенного животного прощаются все его предыдущие грехи.
Известные алимы и вали старались каждый год резать курбан. Поэтому и нам следует изыскать возможность для этого. Имеющим соответствующую возможность весьма желательно резать в эти дни жертвенное животное. «Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут», - сказано в хадисе.
Для жертвоприношения (курбан) можно использовать верблюдов, коров (быков), баранов или коз (другие животные не подходят). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. Верблюда и корову можно резать за семерых, а барана и козу за одного мусульманина.
Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым суннат считается исполненным и за остальных взрослых членов семьи. Вознаграждение за курбан получит вся семья. Но лучше резать корову (быка) за семерых членов семьи.
Лучше всего раздать нуждающимся все мясо в сыром виде, оставив дома для бараката небольшой кусок. Но можно раздать треть или хотя бы какую-то часть. Минимальное требование – дать часть сырого мяса мусульманину, которому положен закат.

условия жертвоприношения:

1. Жертвенное животное должно быть взрослым: баран – годовалым, во втором году жизни; коза и корова (бык) – двухлетними, в третьем году жизни; верблюд – пятилетним, в шестом году жизни.
2. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов.
Допускается отсутствие нескольких зубов или незначительной части уха, но совсем беззубое или с отрезанным на треть и более ухом животное резать нельзя. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным (очень худое животное нельзя резать), без признаков болезни.
3. Необходимо соблюдать сроки жертвоприношения. Период жертвоприношения начинается с восхода солнца 10-го числа месяца Зуль-Хиджжа, спустя время, необходимое для совершения намаза в два ракаата и чтения хутбы, и продолжается до захода солнца 13-го числа.
4. Необходимо иметь и произносить перед жертвоприношением соответствующее намерение (нийят). За себя (мужчине) лучше резать самому, с соответствующим нийятом. Можно поручить и другому (вакиль). При этом нийят может произносить тот, за кого режут, но можно поручить это (произнести нийят) вакилю (представителю), который будет резать курбан.

Животное необходимо резать хорошо отточенным ножом, поэтому предварительно следует заточить его. Не следует показывать нож животному или резать одних животных на глазах других.

Последняя среда месяца сафар

Последняя среда месяца Сафар считается неблагоприятным днем. В этот день желательно совершить четырехрака'атный намаз и прочитать молитву.
Намерение на намаз должно быть следующим: «Я намереваюсь совершить намаз-сунна для предостережения от несчастий во имя Аллаха». В каждом ракаате после суры «Аль-Фатиха» следует 17 раз прочитать суру «Аль-Кавсар» («Инна а'тайнака…»), 5 раз суру «Аль-Ихлас» и по одному разу суры «Аль-Фалак» и «Ан-Нас». По завершении намаза просить Аллаха уберечь от тяжестей этого дня и того, что ниспосылается в этот день.


Праздничный намаз (Салату-ль-‘ид)

Праздничный намаз (намаз-‘ид) совершают в день Курбан-байрама (‘Иду-ль-Адха) и в день Ураза-байрама (‘Иду-ль-Фитр). Это является важной, настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун). Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому, по возможности, их нельзя пропускать и нам.

По мазхабу же имама Абу-Ханифы совершать праздничные молитвы обязательно, и в этом они подобны пятничным.
Является также сунной совершать их в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть по длинной дороге, а вернуться по короткой. Праздничные молитвы можно совершить и дома.
Их следует совершать и женщинам, и тем, кто в пути.
Время совершения праздничного намаза начинается с восхода солнца и продолжается до полудня. На равнинной местности праздничный намаз желательно (сунна) отложить до тех пор, пока солнце не поднимется на высоту семи локтей.
Намаз-‘ид состоит из двух ракаатов.
Для совершения намаза-‘ид нийят произносят так: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз-суннат по случаю Курбан-байрама (или Ураза-байрама) во имя Всевышнего Аллаха».
Если намаз совершается джамаатом, с другими мусульманами, то к нийяту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».
Как обычно, связывая с нийятом произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу.
В начале намаза, как обычно, сложив руки под грудью (как при чтении суры «Фатиха»), кто знает, читает молитву «Ду‘ау-ль-ифтитах («Ваджжахту...»). По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и сложив их под грудью, читают:
«Субхана-л-лахи ва-ль-хамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху валлаху акбар». (Пречист Аллах, вся хвала Аллаху и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах).
После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву (Субхана-л-лахи...). И так шесть раз произносится «Аллаху акбар» (не считая «Аллаху акбар», произнесенный для вступления в намаз) и шесть раз читают «Субхана-л-лахи...». После этого в седьмой раз произносят «Аллаху акбар», после чего читают «А‘узу...» и суру «аль-Фатиха». Далее до окончания второго земного поклона (суджды) все делают как в обычном намазе.
Вставая со второго земного поклона (суджды) для совершения второго ракаата, как обычно поднимают руки и произносят «Аллаху акбар». Затем складывают их под грудью. Затем опять поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» и опять кладут их под грудью и читают «Субхана-л-лахи...». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» (не считая произнесенное вставая с суджды) и четыре раза читают «Субхана-л-лахи...». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «аль-Фатиха». Далее все совершают как в обычном намазе.
В обоих ракаатах после суры «аль-Фатиха» желательно также читать еще что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Каф», во втором – «Иктараба», а кто не знает их, в первом – суру «аль-Кафирун»(«Кул я аййухал кафируна...»), во втором – «Ихлас» («Кул хува...»).
После завершения праздничного намаза в мечети имам читает хутбу, состоящую из двух частей, как и перед пятничным намазом.
Кто совершает намаз-‘ид дома, лучше совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (с женой, детьми, матерью, сестрами и т.д.).
Кто не знает приведенной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный намаз-суннат, имея нийят совершить намаз-‘ид. В этом случае праздничная молитва тоже считается совершенной, и совершивший ее получит соответствующее вознаграждение.
Поскольку намазы-‘ид совершают только два раза в год, необходимо постараться совершить их хотя бы таким образом.
Когда глава семьи отправляется в мечеть, чтобы совершить намаз-‘ид, пусть велит супруге и детям помолиться дома, а сыновей лучше взять с собой в мечеть, чтобы они привыкали посещать дом Аллаха.
Если упустили праздничную молитву, ее желательно (суннат) возместить как пропущенную.


Священная ночь Лайлат-уль-Кадр

Cвященная ночь Лайлат-уль-Кадр (ночь Могущества) является особым подарком Всевышнего Аллаха для мусульманской уммы.
В Коране сказано, что ‘ибадат в ночь Лайлат-уль-Кадр лучше, чем ибадат тысячи месяцев (более 80 лет).
В достоверном хадисе, приведенном Муслимом и аль-Бухари, говорится: кто бы ни находился во всенощном бдении в ночь Лайлат-уль-Кадр, оживив ее служением Всевышнему Аллаху, с верой, что Он наградит его за это, тому Аллах простит все предыдущие его грехи.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах приветствует) говорил, что Лайлат-уль-Кадр может совпадать с любой ночью Рамазана с самого его начала. Однозначно, что Лайлат-уль-Кадр приходится на такую-то ночь, нигде не говорится, ибо это оставили в тайне. По некоторым сведениям, Лайлат-уль-Кадр в разные годы может приходиться на разные ночи.
Из хадисов и высказываний салафу-ссалихунов1 можно понять, что Лайлат-уль-Кадр приходится, в основном, на одну из последних десяти ночей Рамазана и что особо стараться необходимо в нечетные ночи из них, то есть 21, 23, 25, 27, 29–ю ночи Рамазана.
Некоторые источники указывают, что Лайлат-уль-Кадр приходится на 27-ю ночь Рамазана.
То, что конкретную дату Лайлат-уль-Кадр Всевышний Аллах оставил в тайне, – это великое благо для Его слуг.
Почему же это является благом для мусульман? Потому что тот, кто хочет провести в служении Всевышнему Аллаху эту ночь, проведет в ибадате весь месяц Рамазан и особенно постарается в последние 10 ночей. Ведь известно, какой великой милостью Всевышнего Аллаха для мусульман является месяц Рамазан, месяц, когда прощаются прежние грехи и многократно увеличивается награда за ибадат, добрые деяния.
От Айшат (да будет доволен ею Аллах) передали, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах приветствует) последние 10 ночей Рамазана проводил в бдении, будил и других членов семьи и особенно старался в ибадате.
Ночь Лайлат-уль-Кадр желательно провести во всенощном бдении, то есть оживить ее служением Аллаху. В эту ночь следует читать Коран, зикру, тарикатские вирды, совершать суннат-намазы, у кого есть долги по намазам – возместить их, а также просить у Всевышнего Аллаха Его Добра, Милости и Милосердия на этом и на том свете для себя и для своих родственников, а также всей исламской умме. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах приветствует) в эту ночь читал следующую молитву (дуа).

“Аллаhумма иннака ‘афуввун тухиббуль ‘афва фа’фу ‘анна”.
(“Аллагьумма иннака гIафуввун тухIиббуль гIафва фагIфу гIанни”):
(«О Аллах, Ты Милостив, Ты любишь прощать, так прости же меня»).
Если кто не в состоянии провести всю ночь в бдении и в ибадате, пусть бодрствуют и занимаются ибадатом хотя бы последнюю треть ночи, кто и это не осиливает, пусть старается ночные и утренние намазы совершать в мечетях и с джамаатом (коллективно).
Созерцание Лайлат-уль-Кадр, то есть наблюдение признаков ночи Могущества, необязательно (это дано только тем, кто все время усердствует в ибадате и поднялся до высокого уровня благочестия - даража). Кто проведет эту ночь в старательном служении Всевышнему Аллаху, тот, иншааллах,1 получит за это соответствующую награду, хотя он и не созерцал ее признаки.