Мусульманские праздники, священные дни и ночи, Cвященный месяц рамазан, праздник Курбан-байрам , Намаз
МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ, СВЯЩЕННЫЕ ДНИ И НОЧИ
Всевышний Аллах по Своей милости дает рабам Своим возможность перетянуть чашу весов в День Страшного Суда в сторону добра. Он выделил особые периоды времени, когда многократно увеличивается воздаяние за ‘ибадат1 и добрые деяния. Такими периодами являются мусульманские праздники, священные месяцы, дни и ночи.
В отличие от светских праздников, придуманных людьми или связанных с какими-либо событиями, мусульманские праздники, священные дни и ночи указаны людям Всевышним Аллахом через Своего посланника Мухаммада r. Мусульмане не отмечают даже даты крупных военных побед, имевших решающее значение для распространения и укрепления Ислама. Поэтому существенно отличаются формы празднования и проведения светских и мусульманских праздников. Если в светском понимании праздник – это причина или же повод для беззаботной радости, веселого времяпрепровождения, ритуалов, связанных с коллективным удовлетворением индивидуальных удовольствий, то в мусульманском понимании праздник – это причина осмысленной радости, связанной с бесконечной милостью и милосердием нашего Создателя. Это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены (путем взвешивания) с плохими деяниями, возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра, это шанс принятия Всевышним прошения об отпущении грехов,возможность воспользоваться Милостью Всевышнего, который может даже превратить наши прежние плохие деяния в хорошие. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного ‘ибадата. Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран (Кур‘ан) и разные молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают садака1, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.
Употребление алкоголя, других одурманивающих веществ, совершение деяний, запрещенных Исламом, в дни мусульманских праздников является кощунством, осквернением этих праздников.
Основными праздниками в Исламе являются: ‘Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и ‘Ид аль-Фитр (Ураза-байрам). Отмечают также священные ночи Лайлат-уль-Кадр, Лайлат-уль-Бараат, Ми‘радж, Лайлат-уль-Рагаиб; священные дни ‘Арафа, ‘Ашура, священные месяцы Мухаррам, Раджаб, Ша‘бан, Рамазан, Зуль-хиджжа. Священным днем недели является пятница. Днями, желательными для соблюдения поста, кроме специальных дней и месяцев, являются понедельник и четверг каждой недели, а также 1-е число и по три дня в середине (13, 14 и 15 числа) и в конце (28, 29 и 30 числа) каждого лунного месяца. СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА
Пост – это сознательный отказ, во имя Всевышнего Аллаха, от еды и питья, половых контактов, а также от клеветы, хулы, других дурных деяний в период от начала утреннего рассвета и до захода солнца.
Пост, как и намаз, бывает обязательным (фарз) и желательным (суннат). Обязательный (фарз) пост возложен на мусульман в течение месяца Рамазан. Желательным (суннат) является соблюдение поста в течение шести дней месяца Шавваль (после завершения Ураза-байрама), в день Арафа (9-е число месяца Зуль-Хиджжа, кроме тех, кто совершают Хадж), в день Ашура (десятое число месяца Мухаррам), а также в предыдущий или последующий день (9 или 11-е число месяца Мухаррам). Также желательно (суннат) соблюдать пост первые десять дней месяца Мухаррам и первые девять дней месяца Зуль-Хиджжа.
Желательными для соблюдения поста днями недели являются (суннат) понедельник и четверг, желательными числами месяца – 1,13, 14, 15, а также 28,29 и 30 числа (каждого лунного месяца), желательными месяцами – Раджаб и Ша‘бан, а также Зуль-Хиджжа и Мухаррам.
Нежелательно соблюдать пост отдельно только в пятницу, только в субботу и только в воскресенье. Запрещено соблюдать пост в день Ураза-байрама (1-го Шавваля) и в дни Курбан-байрама (10, 11, 12 и 13 Зуль-Хиджжа).
Cвященный месяц рамазан
Cвященный месяц Рамазан является самым ценным месяцем в году. Он является особенным месяцем для мусульман. “Месяц Рамазан — это месяц, когда был ниспослан Коран — наставление для людей (на правильный путь) и различение (между истиной и ложью)”. (Сура 2, аят 185). Согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), при наступлении месяца Рамазан открываются врата Рая, закрываются врата Ада и привязывают шайтанов, чтобы они не вредили мусульманам, не сбивали их с Пути Истины. Другой хадис гласит: “Если бы люди знали все преимущества месяца Рамазан, то они бы пожелали, чтобы он длился вечно”.
В этом месяце многократно увеличиваются шансы покаявшихся быть прощенными, шансы перетянуть чашу весов своих деяний в сторону добра. Поэтому с наступлением месяца Рамазан необходимо покаяться в ранее содеянных грехах, просить прощения у Всевышнего Аллаха, постараться совершать как можно больше добрых деяний (совершать все намазы джамаатом и в мечети, стараться обрадовать родителей, близких и всех окружающих, прощать других, старательно совершать все таравихи, возмещать пропущенные намазы, а тем, у кого нет долга по намазам, совершать другие суннат-намазы, читать Коран, салават и другие различные молитвы, учиться исламским наукам и посещать маджлисы, в которых рассказывают об Исламе, раздавать садака) и воздержаться от всего запретного, нежелательного, ибо награда за добрые деяния и наказание за нарушение запрета, совершение злых деяний в этом месяце увеличиваются многократно.
Особым даром Всевышнего Аллаха мусульманам является предписание поста в месяце Рамазан и награда за него.
УВАЖЕНИЕ К МЕСЯЦУ РАМАЗАН
В месяце Рамазан в дневное время нередко можно увидеть людей, считающих себя мусульманами, с сигаретой во рту, грызущими семечки, пьющими напитки или жующими что-нибудь. Такое демонстративное проявление пренебрежительного отношения к соблюдению поста в месяце Рамазан является проявлением неуважения к Исламу, проявлением невоспитанности и бескультурья.
Приведем пример из книги «Нузхатуль Маджалис», показывающий, что уважение к постящимся тоже является благочестием.
Один маджуси (огнепоклонник) проживал в мусульманском квартале. Однажды в месяце Рамазан он увидел, что его сын кушает на улице. Маджуси позвал сына домой и наказал за то, что тот проявил неуважение к мусульманам, которые соблюдают пост.
Через некоторое время после его смерти один хороший алим увидел его во сне в Раю на троне. Алим спросил его: «Ты ведь не был мусульманином, как же ты оказался в Раю?» Тот ответил: “Когда я был на смертном ложе, Всевышний внушил мне формулу единобожия. Произнеся ее и уверовав, я отошел к Своему Создателю мусульманином”.
И‘ТИКАФ
От Айшат (да будет доволен ею Аллах) передали, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах приветствует) в последние десять дней и ночей Рамазана переходил на и‘тикаф, то есть проводил это время в мечети в ибадате. Так же поступали его жены и после его смерти. И нам желательно постараться провести эти дни в и‘тикафе. Кто не может провести в и‘тикафе десять дней, пусть проведет сколько сможет: несколько дней, один день, один час, хотя бы несколько минут.
Провести в мечети время в и‘тикафе желательно не только в месяце Рамазан, но и в любое другое время.
НЕКОТОРЫЕ ХАДИСЫ О ПОСТЕ и месяце Рамазан
Тому, кто соблюдает пост в месяце Рамазан, прощаются все совершенные им в прошлом грехи.
Принятие пищи перед началом рассвета в месяце Рамазан кроет в себе изобилие. Ешьте перед рассветом.
Читающего по одному аяту Корана днем и по одному аяту вечером ожидают блага соответственно количеству букв прочитанных аятов. Благодать такого рода получают шахиды – павшие за веру.
Кто в месяце Рамазан старается совершить намаз с джамаатом (коллективно), тому в Раю возводится город из нура (света) по числу ракаатов, совершенных коллективно.
Если бы рабы Божьи знали о всей благодати и достоинствах месяца Рамазан, они бы пожелали, чтобы он длился целый год.
Совершившего в месяце Рамазан один грех ожидает двойное наказание, совершившегося одно доброе дело - двойное вознаграждение.
Следует очень уважительно относиться к месяцу Рамазан. Его благодать радует верующих. Это такой месяц, первые дни которого приносят благодать, средние дни сулят отпущение грехов Всевышним, последние дни спасают от пламени Ада.
Всевышний Аллах говорит: “О ангелы, посмотрите на Моего раба, который оставил похоть свою, и удовольствие свое, и еду свою, и питье свое ради Меня”.
У Рая есть врата с названием “Райан”, через которые входят только те, кто соблюдал пост. Тем, кто войдет через них, обещано лицезрение Всевышнего Аллаха.
У всего есть своя дверь, дверью к служению (поклонению) Аллаху является пост.
Подобно тому, как щит защищает человека в битве, так и пост охраняет его от пламени Ада.
Кто в месяце Рамазан радует родителей, слушается их, по возможности помогает им, на того Всевышний Аллах направляет свой Взор Милости и Милосердия, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приходит ему на помощь.
Соблюдайте пост — это улучшит ваше здоровье.
Отказавшемуся от греховных поступков в месяце Рамазан Всевышний Аллах прощает грехи одиннадцати месяцев.
Все о празднике Курбан-байрам
‘Ид-аль-Адха – праздник жертвоприношения, самый значимый в Исламе. Он приходится на десятый день лунного месяца Зуль-Хиджжа – месяця хаджа, ежегодного всемирного собора мусульман. Последующие за ‘Ид аль-Адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называются днями «ташрика».
Начиная с захода солнца накануне дня ‘Ид аль-Адха мусульмане громко читают такбир:
null
Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар Лаилаха илляллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лиллахиль хамд - три раза.
Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран вальхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила.
Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях – везде мужчины громко, а женщины про себя. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), заканчивая предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа месяца Зуль-Хиджжа.
Ночь на Курбан-байрам желательно провести в богослужении. В эту ночь Всевышний отвечает на мольбы своих рабов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы ни был, бодрствовавший в ночь разговения и ночь Курбана в служении Всевышнему – не постигнет сердце его печаль, когда печаль постигнет других». Если не в силах провести в богослужении всю ночь, постарайтесь в последнюю треть ночи или хоть в малую ее часть, если и это затруднительно, то постарайтесь хотя бы ночной и утренний намазы совершить коллективно (с джама‘атом) в мечети.
После полуночи до праздничного намаза желательно совершить полное омовение по случаю праздника (намерение (нийят) произносят так: «Я намереваюсь совершить купание-сунна, во имя Аллаха»), постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной.
Утром, надев чистую одежду (если есть возможность, то новую), надушившись благовониями, отправляются в мечеть для совершения праздничного намаза. Время совершения ‘ид-намаза наступает через 15-20 минут после восхода солнца и продолжается до обеда. В мечети ‘ид-намаз совершают примерно через 45 минут после восхода солнца (предварительно уточните у имама мечети время его совершения). Если нет возможности пойти в мечеть, то можно совершить ‘ид-намаз и дома со своей семьей и отдельно.
Салят уль-‘ид – праздничный намаз
‘Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-байрам. Кто не знает, как совершается праздничный намаз, пусть совершит хотя-бы обычный намаз-сунна в два рака‘ата, с намерением совершить праздничный намаз. Но так, как такая возможность появляется в год один раз, нужно постараться не пропустить ее, а если пропустил, то даже возместить, как пропущенную. Не составляет исключение и для того, кто в пути.
В начале ‘ид-намаза, произносят «Аллаху акбар» одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят): «Я намереваюсь совершить двухрака‘атный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам, во имя Аллаха».
Затем, кто знает, пусть прочтет «Ваджахту». После этого в первом рака‘ате 7 раз произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки на уровень ушей. После каждого «Аллаху акбар», за исключением последнего, произносят:
null
После последнего «Аллаху акбар» читают суру «аль-Фатиха». Во втором рака‘ате «Аллаху акбар» читают 5 раз. После праздничного намаза имам произносит праздничную проповедь.
В день Курбан-байрам режут жертвенное животное – курбан, и его мясо раздают нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга, выражают радость и веселье по случаю праздника.
Употребление алкоголя и совершение других порицаемых шариатом действий в этот день является кощунством, глумлением над принципами Ислама.
Мусульманское жертвоприношение (курбан)
Жертвоприношение (курбан) в день Курбан-байрам или в последующие три дня является настоятельной Сунной на которую наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) обращал особое внимание (суннат уль-муаккада).
Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али-асхаба (да будет доволен им Аллах), говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».
Благочестивые мусульмане стараются каждый год резать курбан. Поэтому и нам следует изыскать возможность для этого. «Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут», - сказано в хадисе. Имам Шафии сказал: «Я не одобряю (разрешение) не резать курбан тому, у кого есть возможность резать его». Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рекомендует порезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику. В жертвоприношении главное проявление покорности Всевышнему.
Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением.
Для жертвоприношения можно использовать верблюдов, коров (быков), баранов или коз (другие животные не годятся). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. При этом верблюда и корову можно резать и за семерых, а барана и козу только за одного мусульманина. Но лучше за каждого принести в жертву барана или козу, чем за семерых резать одну корову.
Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым вознаграждение получает вся семья.
Условия жертвоприношения
1. Необходимо, чтобы человек, непосредственно режущий животное, был мусульманином и чтобы резал с искренним намерением ради Аллаха.
2. Необходимо иметь перед жертвоприношением соответствующее намерение (нийят). За себя (мужчинам) лучше резать самим, но можно уполномочить для его совершения и другого (вакиля – представителя). Намерение следует делать так: «Я намереваюсь совершить желательное (сунна) жертвоприношение от себя (или от сделавшего меня вакилем), во имя Аллаха» В случае, когда сделали назру (обязали себя), нийят будет таким: «Я намереваюсь совершить обязательное (назру) жертвоприношение, во имя Аллаха».
В случае, когда режет другой, желательно присутствовать при этом. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своей дочери Фатиме (да будет доволен им Аллах): «Ты становись рядом при жертвоприношении за тебя. Как только упадет на землю первая капля крови, приносимого в жертву животного, все твои ранее совершенные грехи прощаются».
В случае, когда жертвоприношение совершается за другого человека, необходимо иметь его разрешение.
3. Жертвенное животное должно быть взрослым: баран – годовалым, во втором году жизни; коза и корова (бык) – двухлетним, в третьем году жизни; верблюд – пятилетним, на шестом году жизни.
4. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов.
Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха, но совсем беззубое или с отрезанным ухом более чем на треть животное резать нельзя для обязательного курбана. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным (сильно худое животное нельзя резать), без признаков болезни.
5. Необходимо соблюдать сроки жертвоприношения. Период жертвоприношения начинается после праздничного намаза и продолжается до захода солнца 13-го числа месяца Зуль-Хиджжа.
Животное необходимо резать хорошо отточенным ножом, поэтому предварительно следует заточить его. Резать желательно быстро, не отрывая лезвие ножа от горла животного. Не следует показывать нож животному или резать одних животных на глазах других.
Вначале, произносят:
null
Затем читают такбир.
Далее, аккуратно положив животное на левый бок, повернувшись в сторону Киблы (Мекки) и читают соответствующую молитву (ду‘а):
null
и одновременно режут трахею (за гортанью, оставляя ее в стороне головы), пищевод и обе сонные артерии.
Лучше всего раздать нуждающимся все мясо в сыром виде, оставив дома для бараката небольшой кусок. Но можно раздать треть или хотя бы какую-то часть. Минимальное требование к курбану-сунна – дать часть сырого мяса мусульманину, которому положен закят. В случае, когда курбан был исполнен как назру -т.е. курбан был обязательным, необходимо раздать все мясо.
Да воспримет Всевышний Аллах наши деяния и богослужения! Амин!